Типы взаимоотношений взрослых детей и родителей
Существуют четыре основных типа взаимоотношений родителей и взрослых детей:
1. Взаимопонимание и сотрудничество.
Для данного типа отношений характерна забота с обеих сторон и взаимопомощь. То есть такие отношения – это общение «на равных», при этом детей беспокоит не проблемы и напряженность отношений, а недостаток времени для полноценного общения.
Все остальные типы взаимоотношений взрослых детей и родителей являются различными попытками управления друг другом, так как там отсутствует равенство в отношениях.
2. Насилие со стороны родителей и подавляющее стремление руководить детьми.
Данный тип отношений характеризуется сверх–опекой и сверх- контролем, то есть взрослые дети уже не нуждаются в естественной опеке, поэтому родители решают навязать ее силой. Аргументаций такого поведения могут выступать самые разные убеждения родителей: от полной уверенности в беззащитности детей до некой жертвенности: «Я всем в жизни пожертвовала ради тебя, поэтому теперь ты должен…»
В таких отношениях и речи быть не может о понимании и близости. Родители осуществляют унижающий контроль всех сфер жизни ребенка, включая и хозяйственные мелочи, и его личную жизнь. Для этого часто используются крик, нотации, приказы, а также взывания к чувству вины и стыда.
В результате дети постоянно находятся в подавленном состоянии, и вряд ли обратятся к психологу, скорее всего, они предпочтут жаловаться друзьям или же начнут увлекаться спиртными напитками. А вот на консультации у психолога мы, наверное, встретим самих родителей, которые будут жаловаться на то, что их дети совершенно не слушаются.
3. Недоверие или скрытое руководство.
Крайним вариантом таких отношений может стать полный физический и эмоциональный разрыв, то есть люди могут не общаться годами.
В таких отношениях отсутствует открытое насилие, однако родители постоянно пытаются хоть частично контролировать жизнь своего взрослого ребенка, что проявляется в различных сферах: в отношениях между супругами, в воспитании внуков, стремлении скорее женить сына и другие аспекты.
Здесь родители чаще всего используют завуалированные, замаскированные или скрытые средства влияния: мимику, взгляд, поведение, «случайные» фразы…
4. Зависимость детей от родителей.
Такой вид отношений характеризуется тем, что дети пытаются руководить родителями. Для этого используется либо зависимость, то есть инфантильные взрослые дети просят, ждут, требуют помощи и заботы от родителей, при этом в своем поведении они стремятся не обидеть, угодить и подчиниться, лишь бы получить поддержку или совет.
Или же дети осуществляют открытое руководство через команды и указания.
Естественно, данный вариант отношений не может включать в себя все многообразие жизни, ведь его трудно подчинить какой-то схеме.
Следует отметить, что все четыре типа взаимоотношений взрослых детей и родителей встречаются вне зависимости от того, одной живут дети вместе с родителями под крышей или нет, а также есть ли у взрослых детей свои семьи или нет. В отношениях поколений данные факторы не являются определяющими.