Как строить отношения с детьми?
Дети…ох и сколько хлопот они доставляют. Но без них, вряд ли, можно узнать, что такое настоящее счастье. Со временем дети неизбежно вырастают, и только в этот момент многие родители понимают, что все отложенное на потом уже никогда не случится. У каждого ребенка складывается своя жизнь, а родителям в ней отводится гораздо меньше места, чем хотелось бы.
Именно поэтому, чтобы успеть все, о чем мечтается, отношения с детьми надо строить постоянно и каждый день, и именно сейчас, а не потом, когда будут сделаны масштабные проекты и дела. Существуют семь принципов, которые помогут построить гармоничные отношения с детьми. На первый взгляд они могут показаться противоречивыми, однако на самом деле все эти принципы тесно взаимосвязаны между собой. Это семь главных принципов или семь камней в фундамент стройки всей жизни.
1. Внимание.
Ребенку всегда необходимо уделять должное внимание, ведь, на деле, ему и нужно совсем немного: может котенка маме показать, может физиология своего требует, а может достать чего не может. Но мы часто видим, такие ситуации, как две дамы о чем-то оживленное беседуют, а малыш рядом что-то настойчиво просит: «Ма-а-ама, ну мам!» И вместо того, чтобы отвлечься на минутку от своих дел, мама зло одергивает малыша, не мешай мол, видишь занята. Это неправильно!
Родители должны четко понимать, что их ребенок нуждается во внимании, причем не чужих людей, а именно родительское внимание для них очень ценно. Не следует доводить ситуацию до крайности, ведь отрицательные эмоции откладываются в глубине памяти, как у ребенка, так и у родителя, что принесет свои негативные последствия.
2. Доверие.
Как часто родители запрещают детям что-либо делать: и то нельзя, и это нельзя. И аргументируют это тем, что ребенок еще мал, ничего не понимает и ни в чем не разбирается. А может, стоит относиться к своему ребенку с большим доверием? Возможно, это для него очень важно, может ему действительно что-то нужно? Вместо того чтобы расстраивать ребенка своими необоснованными запретами, лучше постарайтесь понять его и помочь ему.
В качестве примера рассмотрим такую ситуацию:
- Мама, дай твою брошку.
- Нельзя, это не игрушка.
Прежде всего, нужно хотя бы поинтересоваться для чего дочери понадобилось украшение? Оказалось, что кукла собралась на бал, вот дочь и решила ее принарядить. Разве вы станете возражать против украшений? Но чтоб сохранить свою брошь, просто предложите дочери другой вариант: можно завязать красивый бант или украсить цветком. При необходимости – помогите завязать бант или приколоть цветок.
3. Самостоятельность.
Все ваше свободное и занятое время занимают дети? Это происходит потому, что родителям кажется правильным постоянно контролировать детей и во все вмешиваться. Они готовы даже в песочнице куличики подправлять.
Не стоит мешать ребенку. Если он занят чем-то, значит ему это интересно. Вспомните, каково вам, когда вас отрывают от интересного дела? Согласитесь, в этом мало приятного, одни отрицательные эмоции. Вот и вы оставьте ребенка в покое: и ему полезно, и у вас появляется свободное время.
4. Помощь.
Несомненно, ребенку нужна помощь, ведь он маленький совсем, ни с чем сам справиться не может. Однако далеко не все понимают, что такое Помощь.
Помощь – это выполнение просьбы, а если нет просьбы, то помощь не требуется. Например, малыш возится со своими кубиками и хочет построить пирамидку, но она никак не получается. Тут вмешивается мама, быстро все строит и дело сделано. Однако ребенок, как правило, ломают эту башню, и теряет интерес к своему занятию.
Следует помнить, что несвоевременная помощь вызывает лишь досаду!
5. Участие.
Часто родители бывают убеждены, что очень переживают за ребенка и беспокоятся о нем. Однако чаще всего родители переживают за себя, в результате чего появляются обманы во благо. То есть для того «чтобы не беспокоился» ребенку рассказывают разные небылицы и «потихоньку» делают неприятные вещи, не предупредив его об этом. Обычно родителям очень удобно и спокойно, когда они не видят детских переживаний и не участвуют в них.
Необходимо перестать переживать за ребенка понапрасну, а нужно вместе с ним переживать неприятности, оказывать ему поддержку, не пытаться избежать неизбежного.
6. Плановость.
К плановости можно добавить еще и предсказуемость. Ребенок – это такой же человек, как и взрослые, просто еще маленький и все его желания тоже несущественные. Не стоит доводить ситуацию до капризов и скандала, лучше всего заранее выяснить желания ребенка, все спланировать и сообщить малышу. Например, ребенок хочет сходить в кафе. Мама же ему объясняет: вот позавтракаем, на тарелке каши не оставим, потом порядок дома наведем, а следом – в твое любимое кафе «Сказка». Таким образом ребенок понимает, что у него есть цель и он не один, он будет терпеливо ждать и не капризничать, возможно, еще и в уборке поможет, чтоб быстрее все было.
7. Спонтанность.
Родители уже имеют свою субъективную картину окружающего мира, у них сформировался собственный взгляд на жизнь, набор правил и табу, они точно знают, что это можно, а этого нельзя, и даже не задумываются, почему именно нельзя.
А вот у детей все по-другому, они еще только познают все вокруг, только формируют жизненные правила. Стоит подумать, нужны ли ему все ваши представления без исключения?
Ребенок – это не только ваша радость, большая ответственность и маленький неумеха. Ребенок – это полноценная личность, у него есть собственный характер, мировоззрение и потребности. Это утверждение! и его следует принять без всякого обсуждения. Только так ваши отношения останутся прочными и сохранятся на долгие годы.