Принципы позитивного воспитания детей
Существуют пять важных принципов позитивного воспитания, благодаря которым дети смогут в полной мере развить внутренний потенциал и найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей.
Итак, СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНО:
1. Отличаться от других.
2. Совершать ошибки.
3. Проявлять негативные эмоции.
4. Хотеть большего.
5. Выражать свое несогласие (но помнить, что родители - главные).
Думаем, будет не лишним разобрать каждый из принципов подробнее.
1. Отличаться от других – нормально.
Каждый ребенок уникален и неповторим. Каждый обладает особыми талантами, имеет свои проблемы и потребности. Основной задачей родителей является распознавание этих потребностей и их удовлетворение. То, что очень важно для мальчиков может не иметь значение для девочек, и наоборот, то, что значимо для девочек, мальчикам может быть не интересно.
К тому же, не зависимо от пола, у каждого ребенка есть потребности, которые связаны с его личными проблемами и талантами.
В обучении дети также различаются, поэтому родителям не стоит расстраиваться понапрасну, сравнивая своих детей с другими.
Всех детей по типу усвоения знаний можно разделить на три категории:
• Бегуны, которые обучаются очень быстро, все схватывают на лету.
• Ходоки, обучающиеся ровно, их успехи несложно заметить со стороны.
• Прыгуны, которых воспитывать труднее всего. Кажется, что эти дети совершенно не учатся и не могут достичь никаких успехов, однако как только приходит время, они совершают скачок и разом обретают все необходимые знания и навыки. Их можно сравнивать с поздними цветами, обучение у таких детей занимает гораздо больше времени.
Родители должны осознавать эти различия и научиться проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам с учетом их особенностей.
2. Совершать ошибки – нормально.
Все, а особенно дети, совершают ошибки, это совершенно нормально. Поэтому нужно быть готовым к этому. Родители не должны реагировать на ошибку, допущенную ребенком, реагировать так, словно он совершил что-то недопустимое. Помните, ошибки – это естественное и неизбежное явление. Именно из жизненных примеров дети, как правило, постигают эту истину.
Для того чтобы ребенок усвоил этот принцип, родители должны уметь признавать свои ошибки в отношениях с детьми и друг с другом. Когда дети видят, что родители всегда извиняются за свой промах, то и они начинают брать на себя ответственность за свои ошибки.
Вот почему родители должны сами служить примером, а не просто заставлять детей просить прощения. Ведь главным образом дети учатся на ролевых моделях, а вовсе не из лекций. Примечательно то, что дети не только ответственности, они постигают важнейшее искусство прощения.
У детей природой заложена любовь к своим родителям, однако ребенок не умеет любить и прощать себя. Любовь к себе формируется на основе отношения родителей и их реакции на ошибки ребенка. Если родители не стыдят и не наказывают ребенка за ошибки, то он учится принимать собственное несовершенство и осваивает важнейшее искусство – умение любить себя. Это становится возможным потому, что ребенок снова и снова видит, как его родители совершают ошибки и все же они остаются достойными любви.
3. Проявлять негативные эмоции – нормально.
Стоит понять, что любые негативные эмоции являются не только нормальными, но еще и важными составляющими роста. Совершенно нормально проявлять свой гнев, разочарование, страх, печаль. А также каждый может испытывать смущение, беспокойство, обиду, ревность, стыд и неуверенность.
Родителям необходимо создать для детей благоприятные возможности для выражения их негативных чувств. Как уже говорилось, такие эмоции всегда нормально, однако иногда могут быть неуместными и время, и место, и способ их выражения. То есть вспышки гнева являются важным элементом развития ребенка, но он должен четко знать, что не везде и не всегда они допустимы.
Не стоит и постоянно задабривать ребенка, чтобы он поддавался гневу, в таком случае он приучится устраивать скандалы именно в тот момент, когда у вас нет возможности тщательно разобрать проблему и предложить ему тайм-аут.
Иногда родители, понимающие насколько важно выражать свои эмоции, допускают такую ошибку, как: из-за стремления научить ребенка чувствовать, собственным примером учат его проявляться слишком бурно.
Лучшим способом научить ребенка осознавать свои чувства является сочувственное выслушивание и стремление помочь идентифицировать возникающие у ребенка эмоции.
О собственных негативных эмоциях родители могут рассказать в виде историй из своего прошлого, особенно о тех моментах, когда они благодаря правильной реакции на различные трудности, чувствовали, что взрослеют.
Когда родители откровенно делятся своими негативными эмоциями с ребенком, то он принимает на себя ответственность за эти чувства. В результате этого ребенок через некоторое время он начнет отказываться идти на контакт, так как чувствует себя виноватым.
Родителям необходимо освоить новое искусство - слушать, которое направлено на то, чтобы в ненавязчивой форме вызвать ребенка на откровенность и понять его потребности и желания. Так родители помогают ребенку отчетливее осознавать свои чувства.
Благодаря такой тактике, «строгие» родители поймут, что не стоить стыдить ребенка за его негативные чувства, а «уступчивые» - смогут уйти из-под власти потребностей и желаний своего ребенка.
Ребенок, научившись осознавать и выражать свои негативные чувства, сможет гораздо легче отделить себя от родителей, у него сформируется сильное самосознание. К тому же, постепенно ребенок начнет открывать свой внутренний потенциал – свою сокровищницу талантов, творчества, интуиции, уверенности, любви, радости, совести, сострадания и научиться исправлять свои ошибки. Благодаря всем этим качествам, помогающим человеку сиять в полную силу, добиваться успеха и способствуют его самореализации, дети становятся полноценной и успешной Личностью.
Действительно, успешные люди осознают свои потери, и благодаря способности отпускать свои негативные эмоции, могут быстро наверстывать утраченные возможности.
А вот люди, которые не могут себя реализовать, так и остаются глухи к своим чувствам и принимают решения, основываясь на негативных эмоциях, или же просто застревают в негативных эмоциях и отношениях. В результате этого они не могут воплотить в реальность свои мечтания.
4. Хотеть большего – нормально.
Нередко случается так, что родители усердно объясняют ребенку, что только эгоистичный и испорченный ребенок хочет большего или огорчается, не получив желаемого. Таким образом, родители стремятся приучить детей к добродетелям благодарности, и не хотят позволить им желать большего.
А стандартным ответом на желание ребенка получить большее можно считать: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть».
Необходимо понять, что дети неоткуда не могут знать, сколько им дозволено просить. Ведь даже взрослому часто бывает сложно определить то, сколько он попросить, чтобы человек не обиделся и посчитал его слишком требовательными и неблагодарными.
Благодаря методам позитивного воспитания, родители могут научить детей просить о том, что хотят, при этом сохраняя уважение к другим. К тому же, родители учатся тому, как отказывать ребенку и не чувствовать при этом неловкость. То есть дети смогут легко просить о том, чего желают, будучи уверенными, что никто не станет их стыдить. Кроме того, ребенок начнет понимать, что сам факт просьбы еще не является гарантом получения желаемого.
Если же родители не будут разрешать детям свободно просить, то дети так и не узнают, что они могут получить, а что – нет. К тому же, благодаря разрешению свободно просить, у детей быстро развивается умение вести переговоры, что в будущем может помочь им стать успешными дипломатами и бизнесменами.
Позволив ребенку просить большего, родители учат их ставить перед собой цель и достигать ее, добиваться успеха в жизни. Именно потому, что девочек с детства учат быть смиренными и стыдиться огорчения из-за того, что они не получили желаемого, повзрослев они превращаются в бессильных женщин.
Важно помнить, что девочкам необходимо дозволение желать большего, а мальчикам нужна особая поддержка в тот момент, когда у них не все удается.
Как правило, мальчик ставит перед собой труднодостижимые цели. А его родители желают уберечь ребенка от разочарований и пытаются убедить его опустить планку. Родители должны осознать, что для мальчика важно не только научиться достигать цели, но и умение справляться с разочарованием - подниматься и снова идти к своей цели.
Для того чтобы помочь парню идентифицировать свои чувства и переживать их, можно расспросить у него подробности того, что произошло, при этом нужно быть исключительно осторожным, чтобы не предложить какой-нибудь совет или «помощь». Ведь даже излишнее сочувствие может оттолкнуть ребенка от дальнейшего разговора о случившемся.
5. Выражать свое несогласие – нормально (но нужно помнить, что родители - главные).
Необходимо позволять детям высказывать свое несогласие, но при этом дети должны четко понимать, что последнее слово остается за родителями. В сочетании с возможностью хотеть большего и вести переговоры, позволение говорить «нет» дает детям немало прав. Однако многие родители бояться разбаловать своих детей, поэтому не хотят давать им слишком много прав.
Самой крупной проблемой современных детей можно считать то, что им дают слишком много свободы. На сегодня родители уже осознали, что ребенок заслуживает больше прав, однако при этом не научились оставаться хозяевами положения. Нередко из-за применения таких тактик воспитания как тайм-ауты, ребенок становится эгоистичным, слишком требовательным и раздражительным. Поэтому очень важно гармонично сочетать свободу детей с уверенным контролем ситуации.
Когда родители позволяют детям говорить «нет», у детей появляется возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и научиться эффективно вести переговоры. Причем это вовсе не означает, что теперь родители будут выполнять любое желание ребенка. То есть ребенок может сказать «нет» и его мнение будет учтено, но это не значит, что все будет именно так, как он захотел. Но это станет большим шагом на пути к сотрудничеству родителей с детьми, причем никак не будет подавлено их истинное существо.
Дети научаться корректировать свои желания (а вовсе не отказываться от них), то есть они будут приводить свои желания в согласие с требованиями взрослых. дети не должны подавлять свою волю и отступаться от желания, полностью подчиняясь родителям. Родители должны помнить, что сломив волю коня, наездник делает его покорным, однако это приводит к тому, что животное в значительной степени утрачивает свой свободный дух.
Сотрудничество – это умение корректировать свою волю и желания, а покорность – это подчинение своей воли и желаний.
Благодаря признанию за детьми право чувствовать и высказывать свое несогласие с нами, родители способствуют развитию не только его самосознания, но формированию духа сотрудничества.
Покорные дети не участвуют в процессе активно, не думают, не чувствуют, а просто выполняют распоряжения взрослого.
А дети, способные сотрудничать, участвуют в любом взаимодействии всем своим существом, что оказывает очень большое влияние на их развитие.